Блог

БЛОГ

Какой работник лучше «дерзкий» vs «покладистый»

«Что такое хорошо, что такое плохо?» — нас с детства учили крайностям. Либо ты хороший, либо ты плохой, либо покладистый сотрудник, либо дерзкий!

На самом деле мир достаточно сильно изменился, бизнес изменился. С приходом технологий изменились системы контроля и учета, а с ними и система мотивации, как самого бизнесмена (владельца компании и его управляющего менеджера), так и сотрудников.

Давайте для начала определимся, а что такое покладистый или дерзкий сотрудник. Давайте дадим им краткие определения, чтобы у нас были одинаковые знаменатели.

Итак, покладистый сотрудник по моему определению, которое я вывел за 14 лет в бизнесе – это сотрудник, который со всеми твоими решения внешне полностью соглашается, обычно вежливый, очень часто вполне себе компанейский и веселый.

Если дать краткое определение — то это такой работник, главная задача которого всегда быть покорным с тобой. Кстати, очень удобный и сильно тешит твое самолюбие.

Дерзкий – это не равно наглый, но позволяющий себе больше, чем выход за рамки приличия и субординации.

И тот, и другой – это крайности, доведённые до абсолюта. И доведенные, скорее всего, самим бизнесменом, прямо или косвенно. И тот, и другой – это большие риски для бизнеса.

Но самое интересное, что покладистый в какой-то момент может стать дерзким, а дерзкий – покладистым. И в моей практике такие случае были, о некоторых я расскажу в этой статье. Конечно, все имена я изменю, чтобы никому не было обидно, но думаю, что те сотрудники, которые прочитают данную статью, узнают себя и это очень хорошо, потому что мы многому друг друга научили!

История первая – из покладистого в дерзкого!

Но я дам этой истории другой заголовок – «из обморока в дамки». История про очень творческую личность, про дизайнера нашего агентства.

Это случилось на самой заре нашего агентства. Мы открылись буквально как два или три месяца и арт-директору потребовался дизайнер. И, конечно, наши требования не совпали, потому что то, что запросил Арт, не вписывалось в бюджет только стартовавшего предприятия. Но речь не про Арта, а про дизайнера-стажера, которого в итоге и нашел сам арт-директор, будучи еще и преподавателем в одном из известных художественных ВУЗов.

Появившаяся на пороге нашего агентства совсем еще юная девушка-дизайнер в прямом смысле дрожала как осиновый лист. В какой-то момент мне даже показалось, что хорошо бы иметь аптечку в офисе со спецсредствами от обморока. Но несмотря на провальное (на мой тогдашний взгляд) собеседование, Арт сказал, что девушка-дизайнер полностью его устраивает.

Вот так у нас в команде появился первый покладистый сотрудник. И это был эталон покладистого сотрудника – какие бы условия ей ни ставили – мы получали только согласие. Надо поработать без выходных – конечно, надо сделать проект за 2 дня – конечно. О защите своего мнения даже не было и речи. О защите своего варианта – такого даже не предполагалось. Собственно, и отношение к ней становилось такое же. Ты это делаешь не специально, просто на автомате – с тобой всегда согласны и делают то, что ты говоришь.

Забегая немного вперед, наверное, это и спасло ее тогда. На нее просто «забили», так как она со всем соглашается, и в какой-то момент просто отпустили железную хватку. Ей дали сделать один из вариантов очень сложного ребрендинга в нефтегазовом секторе. Никто не рассчитывал на нее, просто нужно было ее чем-то занять. И вот тут случилось то, что называется «бомбануло». Она сделала не просто логотип, а мощный знак с сильным стержнем и очень «дерзко» его защищала.

Прошло уже почти 10 лет, а я до сих пор помню, какое сильное впечатление произвел на меня тот случай. В тот момент она стала дерзким сотрудником. Да, кстати, ее логотип приняли. Мы до сих пор работаем вместе, и ее работы если и не принимаются, то точно входят в топ — 2 на выбор у клиента. Сейчас это дерзкий сотрудник, который ходит «на грани» или, как говорится «по очень тонкому льду» — но, этот дерзкий сотрудник умеет слышать, слушать и внимать!

Другой пример, очень свежий, буквально вчерашний. Пример, который является прямым моим провалом, но который очень многому меня научил, за что я безмерно благодарен. Вообще, «провалы» — это хорошо, если их правильно использовать!

История вторая – из дерзкого в покладистого или история «Большой демотивации».

Примерно год назад мы решили назвать 2019–ый годом инвестиций в наше агентство. Планов было громадье, работы еще больше! Я просто перестал что-либо успевать, особенно перестал успевать жить и спать.

Тогда и начали искать мне личного помощника, но в процессе поиска, а, точнее в процессе написания ТЗ на вакансию, личный помощник переквалифицировался в настоящего, такого добротного менеджера проектов. Более того, поиск сотрудника был полностью делегирован, и, в итоге, ко мне на собеседование приехало всего два человека. Девушка и юноша. Девушка победила с большим отрывом, у молодого человека просто не было шансов!

С первого дня она дала понять, что с ней не просто надо считаться, а ее надо слушать! Это был новый опыт для меня, потому что я достаточно нетерпим к требовательному тону в отношении себя (и это еще, мягко говоря). Но девушка очень бодро, а главное быстро взяла в руки все проекты, которые мы напридумывали, и начала их реализацию.

Ей немного не хватало опыта, но интеллект делал свое дело плюс постоянные общие «шторминги» делали свое дело, и более-менее проекты двигались. Но была «маленькая» проблема — помимо дерзости и резкости она была поколением «Z» и свою свободу ценила больше всего на свете, а именно – возможность ездить на раскопки или защищать экологию, если кратко – хипстер. При этом заработать она тоже любила.

Тогда родилась идея проверить новую мотивацию и предложить историю с возможностью стать партнером агентства при соблюдении определенных условий. Это отдельная большая тема, но она потерпела большой провал, точнее в том виде, в котором была разработана и предложена.

Но вернемся к нашему дерзкому сотруднику. У нас были постоянные споры (порой переходящие в откровенную ругань), в которых мне приходилось применять не самый мой любимый аргумент – я так решил, делаешь так! Если кратко, то у нас проходил большой ребрендинг агентства со сменой позиционирования, менялась философия, внедрялись новые системы учета, перераспределялись роли участников плюс у нас пробовался совместный проект в области маркетинга с новыми партнерами. Одним словом – я был весь в стратегии и на этот период полностью выпал из операционной деятельности.

Резюме — я передал ряд больших задач дерзкому со словами: «Жду конечного результата». Конечно, я не то, чтобы полностью ушел, но просил дать мне решение, а не втягивать меня в болото рассуждений, как надо или лучше, или какой вариант выбрать и сделать.

Закончилось это все плачевно. Когда сроки стали срываться, а бюджет стал расти в геометрической прогрессии, мне пришлось вынырнуть из пучины стратегических задач и я, особо не вникая, стал критиковать всю выполненную работу. Вернулся к «монархическому» управлению, ну или военной диктатуре: мое слово – закон. Так я очень быстро получил полностью покладистого сотрудника, который начал соглашаться со всем, что я говорю. Итог – мы расстались.

И таких историй очень много, все они разные, но объединяет их одно: современный мир, современный бизнес больше не может опираться на понятия – начальник и подчиненный. Современный бизнес возможен только в коллективной коллаборации, в системе «коллега – ответственность, коллега – решение». Где первый – это бизнес-единица, способная принимать (брать) ответственность, а второй — находить решение той самой принятой ответственности. И они равны, потому что не могут существовать друг без друга.

Это очень упрощенная и грубая схема, но, тем не менее, она работает примерно в таком направлении. Я принял решение (взял на себя ответственность) за ребрендинг своего агентства, теперь мой коллега ищет лучшее решение, как реализовать мою задачу, принимая ответственность за это лучшее решение, и так далее по цепочке. На самом деле, мы все принимаем ответственность и ищем решения.

Таким образом, на первое место выходит коммуникационное качество – точнее, умение коммуницировать внутри своей коммуны. Поэтому одна из основных задач руководителя или «коллеги — ответственность» – это наладить связи внутри своей коммуны, подружить интроверта с экстравертом.

Все эти истории показывают, что нет плохих или хороших, нет покладистых и дерзких, только мы сами наделяем их этими качествами, и одна из основных задач любого менеджера – это наладить связь внутри своей бизнес-ячейки. Не дать появиться покладистым или дерзким, научиться балансировать и соблюдать баланс. Этому нигде не научат, это надо чувствовать, как баланс на канате. У каждого свой метод, основанный на опыте ошибок.

Если дать краткий итог этой статьи, то на первое место выходит коммуникация, как бы парадоксально это ни звучало в эпоху мессенджеров, интровертов и отказа от звонков. Успешный бизнес может быть построен только на равных коллективных связях как внутри, так и снаружи.

Автор: Антон Вратенков, СЕО
сооснователь Агентства Golden Marrow
и стартапа PLAYNAME

НетДа (+1 баллов, 1 оценок)
Загрузка...

Телеграм канал